Подготовка фотографий для фона эскиза

Редакция от 05 января 2013 года.

Программа KEDRWIN в основе своей функциональности обладает важным свойством: она предоставляет пользователю возможность применять фотографии в качестве фона для вырисовывания по нему изображения проекции проектируемого изделия. Что бы эту фотографию можно было использовать для приемлемо точного получения геометрических размеров изделия, она должна быть подготовлена с учётом специальных правил. Рассмотрим эти правила на примере подготовки фотографии для конструирования одежды. Все представленные здесь приёмы фотографирования в равной степени пригодны для фотографирования любого объекта проектирования.

Вам надо получить фотографии клиента спереди со смещением к правому его боку и к левому, слева и/или справа со смещением к переду и к спинке, и сзади со смещением к правому и к левому боку. Всего - 8 фотографий. Фотографии вида сбоку можно делать либо только слева, либо только справа, если у Вас есть возможность копировать фотографии и зеркально отобразить (это можно сделать в программе Paint, которая всегда присутствует в операционной системе Windows). Руки клиента не должны быть прижаты к телу для фотографий спереди и сзади и не должны закрывать линию спины, груди и живота для фотографий слева и справа. Когда Вы фотографируете клиента сбоку и ему необходимо открыть линию спины или живота, то отводя вперёд или назад руку вторую руку надо отводить в противоположную сторону, например, при фотографировании слева, если правую руку клиент отводит вперёд, то левую руку надо отвести назад. Это необходимо делать, что бы обеспечить весовой баланс тела и исключить непроизвольное отклонение тела от вертикальной оси. Для проектирования рукава достаточно будет фотографий спереди и сбоку, положение рук на фотографии для вида сзади не принципиально, только бы не были прижаты к телу. Отойдите от клиента на максимально дальнее расстояние, какое только возможно в вашей комнате. Для ориентировки надо иметь ввиду, что при фотографировании с расстояния 3 метров погрешность в линейных размерах в плечах шириной 46 см составит порядка 1,5 см. Поэтому чем дальше от объекта съёмки, тем меньше погрешность на краях основания конуса, вершина которого в объективе фотоаппарата. Использование трансфокатора (zoom по простонародному) приветствуется, так как он на линейную погрешность не влияет. Вспышку по возможности лучше не применять, так как если стена, на фоне которой Вы фотографируете находится близко за спиной клиента (а это, скорей всего так, что бы обеспечить максимальное расстояние до него), то тень от вспышки будет очень резкой и трудно будет искать контур тела. Лучше использовать две обыкновенные лампы, поставить их по бокам от себя и направьте свет в сторону клиента. Нам, ведь не надо соблюдать цветность фотографии, пусть она будет красной - это не страшно. Клиента лучше одеть во что-то пёстрое, что бы по рисунку на этой одежде можно было ориентироваться при вырисовывании контуров деталей на разных проекциях. Можно, даже, пойти на то, что бы маркером или фломастером поставить на теле клиента какие-то метки. Как вариант, можно наклеивать кусочки малярной ленты (бумажная лента с клейкой основой - продаётся в хозяйственных магазинах). Метки на теле клиента (на поверхности любого объекта, который мы собираемся "одеть" в оболочку) выполняют важную роль для определения координат на проектируемой поверхности. Из аналитической геометрии известно, что координаты точки на двух ортогональных проекциях однозначно определяют положение точки в пространстве. Поэтому метки, поставленные на поверхность (тело) объекта (клиента) помогут нам сначала найти координаты нужных точек на плоских проекциях, а потом помогут определить положение этих точек в пространстве.

Очень важен выбор точки фотографирования. См. рисунок. Точкой фотографирования будем называть такую точку на плоскости фотографирования, которая является основанием перпендикуляра, совпадающего с оптической осью объектива и опущенного от объектива фотоаппарата на плоскость фотографирования. Говоря простым языком - фотоаппарат должен быть установлен так, чтобы направление фотографирования было перпендикулярно фигуре клиента и высота этой установки соответствовала схеме на представленном рисунке. Точку фотографирования надо выбирать максимально близко к середине проектируемого изделия. Если ориентироваться по фигуре клиента, то по горизонтали точка фотографирования должна располагаться на одной вертикальной линии с серединой ключицы клиента. По высоте точка фотографирования устанавливается в зависимости от проекта (блузка, корсет или брюки). Точное соблюдение положения точек фотографирования можно выполнить с помощью штатива для фотоаппарата. С его помощью хорошо фотографировать объект "неодушевлённый" или, если Вы проектируете симметричное изделие и достаточно будет только фотографии с одной "половинки" клиента. Проблема со штативом может возникнуть, если Вы готовите проект не симметричный, то в этом случае надо фотографировать клиента на виде спереди и сзади со сдвигом к левому и правому боку. И пока Вы будете передвигать и настраивать штатив нетерпеливый клиент может пошевелиться. Поэтому, есть ещё способ фотографирования "с рук".

Второй способ фотографирования пригоден тогда, когда у Вас нет штатива или когда Вам надо быстро сфотографировать клиента и некогда возиться со штативом. Для этого надо поставить клиента на небольшое возвышение так, чтобы центр груди по высоте был на уровне Ваших глаз. Далее, встаньте прямо напротив клиента на оси его центра, ноги на ширине плеч. Переведите вес тела на одну ногу и сделайте снимок, потом переведите вес на другую ногу и сделайте второй снимок. В промежутках между этими снимками клиент не должен шевелиться и при "переминании" фотографа с ноги на ногу нельзя допускать, что бы фотоаппарат изменил своё положение - проще говоря, надо застыть и клиенту и фотографу в верхней части его тела. Проделайте эту процедуру для фотографий в фас, слева, справа и сзади. Для проектирования брючных изделий, Вам придётся делать снимки присев на корточки. Фотографии необязательно объединять потом в общий снимок, так как программа KEDRWIN позволяет составлять трёхмерный объект из различных частей созданных по отдельным фотографиям, но в одном файле чертежа.

Для того, чтобы откалибровать фотографию нужно будет ещё иметь контрольное расстояние между двумя точками на фотографии клиента, как можно дальше отстоящих друг от друга. Самый лучший способ - это подготовить мерку длиной 15-20 см и навесить её на тело клиента, ближе к середине места съёмки. В роли такой мерки может выступить, например, спица. Можно на длиной нитке привязать к её "ушку" какой-нибудь грузик, по весу равный спице (вторая спица) и перебросить его через тело. Располагаться такая мерка должна в точке фотографирования.

То что мы проделали на практике, попробуем объяснить в теории. Как известно из Аналитической геометрии, две плоские ортогональные проекции точки определяют её однозначное положение в пространстве. Поэтому наша задача: получить максимально плоские проекции тела человека. Вы фотографируете человека в фас (Рис.1). На рисунке 2 показана схема образования погрешности в районе точек, расположенных слева и справа на теле человека. В этих местах рельеф тела человека изменяется по глубине. Точки 1 и 2 находятся на линии "b" - это луч, пришедший из объектива фотоаппарата. На фотографии они сольются. Но, если мы будем строить горизонтальный размер для этого места, то получается, что между этими точками расстояние по горизонтали равно "c". Но на фотографии мы его не увидим, так как точки слились. Расстояние "c" и есть та самая погрешность. Ведь, на самом деле, на плоской проекции сливаться должны точки 1 и 3. Точки 2 и 3 расположены в плоскости экспозиции, которую для нашего расчёта, мы пропустим через крайнюю точку на руке выше локтевого сустава. А точка 1 расположена, например, на груди. Теперь можем определить, что расстояние "c" равно расстоянию от плоскости экспозиции до точки на груди, умноженное на тангенс угла в точке 1. Если Вы стоите от клиента на расстоянии 3 метра, а ширина его плеч равна, например, 36 см, и расстояние "a" для него будет 17,8 см, то угол в точке 1 составит 3,5 градуса. Соответственно, погрешность "c" будет равна 1 см. Если клиент более широкоплечий, то погрешность будет больше. Чтобы, теперь, эту погрешность нивелировать, вам надо передвинуться во время съёмки ближе к краю тела человека. А так как, края-то два, то надо сделать две фотографии, если изделие будет не симметричным (Рис.3).

При, казалось бы, примитивном приёме фотографирования, если соблюсти все эти правила, полученная точность фотографий будет достаточной для подготовки выкроек одежды для этого клиента.